Главная страница..Вернуться на главную...

Информационные материалы...

КИМ-10

 

КИМ-10

    В СССР выпуск малолитражек начали в 1941 году. На Московском заводе КИМ (Коммунистический интернационал молодежи), который с 1930 года уже собирал автомобили ГАЗ-А, поступавших сначала с заводов Форда, а затем с Горьковского автозавода.
    Разработкой новой модели занимался НАТИ (в последствии НАМИ), а кузов проектировали на Горьковском автозаводе. Для ускорения работ решили взять за основу двигатель и шасси английской машины "Форд-Префект". Однако кузов ее выглядел устарело, и его пришлось дорабатывать.
    При проектировании формы кузова КИМ-10 был организован конкурс, в котором первое место заняла модель, сделанная горьковским художником-конструктором В. Бородским. По его модели в США разработали чертежи кузова и изготовили штампы. Однако участие американской фирмы наложило отпечаток на чертежи машины КИМ-10: многие размеры - "некруглые" (например, такие, как 76,2 мм вместо 75 мм), так как переведены из "круглых" дюймовых в метрические. Одна из основных линий сетки проходит по передней границе кузова и отсека двигателя, вследствие чего нулевая линия не совпадает с осью передних колес. Кузов - полунесущий, он прикреплен к очень легкой раме, которая начинает "работать" вместе с ним. Двухдверный кузов - дешевый и простой в производстве. Для доступа к задним сиденьям боковые двери были сделаны очень широкими, а спинки передних сидений откидывались вперед.
    Кузов КИМ-10 имел немало новшеств. У него отсутствовала наружная подножка, как на других легковых автомобилях. Лобовое стекло было не плоским, а состояло из двух частей, расположенных под углом, - конструкция, позднее принятая на "Победе", ЗИС-110, ГАЗ-51 и других послевоенных автомобилях. На КИМ-10 впервые в отечественном автомобилестроении нашел применение капот так называемого аллигаторного типа (как на "Победе") вместо распространенных тогда капотов с подъемными боковинами. Кузов малолитражки был оснащен часами и механизмом, регулирующим установку передних сидений. И то, и другое встречалось только на автомобилях высшего класса.
    Запасное колесо размещали не снаружи кузова (сзади, как у ГАЗ-М1, или сбоку, как у ЗИС-101), его клали горизонтально в специальную нишу в задней части кузова, под багажником.
    Двигатель и шасси отличались простотой, дешевизной и долговечностью. Нижнеклапанный двигатель, взаимозависимая подвеска колес на двух поперечных рессорах, механический привод барабанных тормозов, отдельная рама сегодня нам кажутся устаревшими. Однако в то время эти узлы использовались в конструкциях многих малолитражек.
    Диски колес снабжены отверстиями (с отбортовкой) и довольно крупными колпаками, на которых выштамповано и окрашено в красный цвет углубление со светлыми буквами "КИМ".
    На КИМ-10 вслед за ЗИС-101 нашли применение синхронизаторы коробки перемены передач. Среди других новинок надо назвать тонкостенные двухслойные вкладыши подшипников коленчатого вала двигателя (на ГАЗ-М1 и ЗИС-101 их просто заливали баббитом), центробежный автомат опережения зажигания, стеклоочиститель, работающий под воздействием разряжения во впускной трубе двигателя.
     Начавшаяся война не позволила развернуть производство малолитражек. Их было выпущено всего 500 экземпляров: с закрытым кузовом "седан" (КИМ-10-50) и с открытым - "фаэтон" (КИМ-10-51). Производство малолитражек на бывшем заводе имени КИМ (он стал называться МЗМА - Московский завод малолитражных автомобилей) возобновилось в 1947 году.
     Машина существовала в трех вариантах. Первые опытные образцы имели фары обтекаемой формы установленные на кронштейнах на передних крыльях. Серийный автомобиль сохранил принятую на опытных образцах форму кузова, крыльев, капота и облицовки радиатора. Только фары были смонтированы на передней панели, как на позднейших автомобилях "Москвич-400".
     Указатели поворотов - в виде выбрасывающихся стрелок-семафоров. Дверные петли выступают из поверхности кузова. Буфера очень простой формы, крепятся четырьмя заклепками к пластинам-рессорам; в середине переднего буфера - отверстие для заводной рукоятки. Следует отметить отсутствие на кузове полосок - цировок. Нет подфарников, в качестве "городского света" используются дополнительные лампочки в фарах. КИМ-10 окрашивали в ярко-красный, черный, серо-зеленый и темно-зеленый цвета. Обивка была из ткани бежевого цвета.
     К сожалению сейчас почти невозможно найти этот автомобиль в эксплуатации. Более шестидесяти лет, прошедших с начала выпуска автомобиля - достаточно большой срок, поэтому достаточно хорошо сохранившиеся его образцы можно увидеть только в музеях.
    Прекрасно сохранившийся КИМ 10-50 (даже с шинами и аккумулятором довоенного производства) находится в музее АЗЛК, а политехнический музей экспонирует КИМ 10-52 (прототип), серийному выпуску которого помешала война. У КИМ-10-52 кузов - четырехдверный, с шестью боковыми окнами, более низкий. Он больше похож на "Москвич-400".
    

 


на главную наверх
Форумы на "RS">>

Дискуссионный
"Базарный"


www.retro-style.ru Ретро и экзотические автомобили работы "Retro-STYLE"...

© "Rertro-STYLE" - Project & Design by ZerDo